село Миништы

История села


Сведения о первых поселенцах, которые заложили деревню Миништы

Нашу поисковую работу мы посвятили 450-летию добровольного вхождения Башкортостана  в состав России. Нам совсем небезразлична судьба нашей Республики. Как же иначе!? Ведь в судьбе  Башкортостана, судьба каждого из нас, проживающей в этой благодатной  и щедрой земле. Наша работа посвящена родословной нашей деревни. Судьба каждого человека из поколения в поколение- это история нашего села, края,  Республики, которая как «березовый лист» составляет историю России.

В живописном уголке, где течет река Агидель и много  озер, в объятиях красивой природы приютилась наша деревня. Она утопает среди гордых дубов, стройных березок, цветущих белым цветом кустов черемухи, калины, рябины, бьющих из земли родников, ароматных лугов… Это Миништы –земля родников, соловьиный край. Прежде относящийся  Бирскому уезду Уфимской губернии, ныне к Дюртюлинскому району.

 Когда- то на месте нашей деревни были непроходимые леса.  Хозяйничали в этих  лесах дикие животные.  И вот в 1800 году из деревни Каенлыково  (в 10 км от Миништы) из Калмыкской волости нынешнего Бураевского района, переехал со своей семьей  Тамчурин Зайнагатдин. Скорее всего, он был охотником и в этих  краях,  не раз бывал,  охотился,  и заранее  приметил эти места.  Поляну для своего дома он выбрал около соединения двух рек. Теперь это место народ называет Старое Миништы. Прямо на этом месте Зайнагатдин со своими взрослыми  сыновьями Губайдулла и Зулкарнай повалили деревья и построили  себе дом. А местность они начали называть «Мэеш», что по- башкирски  означает угол. Если посмотреть с берега на соединение двух рек, то они и сейчас напоминают правильный геометрический угол.  Чуть позже это название изменилось на Мѳешле, а потом на современное Миңеште. Недалеко от этого места на горе есть  небольшое захоронение. Говорят, Зайнагатдин после  своей смерти,  завещал себя  на этом месте . Это место огорожено красивой оградой, и оно отдельно стоит от кладбища.  Каждый раз, когда провожают людей на последний путь,  похоронная процессия,  поднявшись на эту гору, останавливается, и по традиции несколько минут  чтит  память о первых миништинцах. Хочется добавить, дед Зайнагатдин был грамотным человеком. Он умел писать и читать. К нему вся деревня бегала, чтоб письмо написать или прочитать.

В этом же году со своей семьей переехал из деревни Бишкураево (нынешний Бураевский район) сын деда Мукая –Моратай с двумя взрослыми сыновьями Мухаматдин и Гыйлэжетдин. Они поселились около Тамчуриных.  Ныне около дома Харисова Абудара ( правнук в шестом поколении Моратая) до сих пор лежит большой камень весом около 4 т. Говорят,  он лежал на фундаменте дома Моратая.

В те времена люди переезжали из одного места в другое не от хорошей жизни. Можно представить себе, как было трудно первым переселенцам. Но тем не менее, земля, куда они переселились, была богата: озера – рыбам,  леса- пушниной и разным ягодам. В лесах было много диких пчел (они и сейчас встречаются), это давало возможность заниматься бортничеством.  Мед и воск  издавна считались хорошим товаром на ярмарках. Близкая река Агидель (единственная дорога тогда)  помогала съездить туда для покупки и продажи всего необходимого. Слухи распространялись быстро о новой деревне Миништы. В эти годы из деревни Челкаково (Бураевский район) со своей семьей переехал жить дед Балта. В деревне Челкаково до сих пор живут  люди по фамилии Балтин, возможно они являются предками деда Балта.

В 1806 году из деревни Ярмино, но родом из Каенлыково, переехал в нашу деревню мулла  Абдукаев  Тимерша.     

Спустя через 20 лет в деревню переехал Хужакаев Габдулла. Вместе с отцом переехали его шесть сыновей: Миннегале, Гыйльван, Зайдулла, Ахмадулла, Сабир и Габдрахман.  Сегодня пол деревни занимает род Хужакаева Габдуллы. Из – за многочисленности   рода в народе этот род прозвали «мухи».

В 1840 году из деревни  Жейлэу (Бураевский район) переехал  дед Ситдыйк  с пятью сыновьями Шэйхетдин, Мустафа. Хаматгариф, Хаматлатыйф и Хаматгале. Он взял себя  отдельный  участок и заселился отдельно от других. Это место в народе назвали «Малое Миништы». А потом дед Ситдык  выделил оттуда земли и своим сыновьям.  Есть еще и другое название этого места- «мишәрләр төбәге», так как дед Ситдыйк по национальности был мишар.

Где-то в 60-70 гг XIX века из Казани переехал сюда жить портной дед Сафиулла со своим сыном Губайдуллой. Думается, почему люди  уезжали из обжитых мест?

Если посмотреть в  глубь истории, то видно, что в России через каждые 10,12 лет происходило размежевание земель, а это  с каждым разом уменьшала площадь  крестьянских наделов. Бедному крестьянину все труднее и труднее становилось кормить свою семью, и они вынуждены были покидать свои родные земли и искать новые.

Так возникли деревни Баргызбаш, Успеновка, Покровка, Абзаево недалеко от нашей деревни. А деревня Ярмино, что находится в 3-х км от нашей деревни, уже существовала. Там с самого начала жили марийцы и татары. До сих пор деревню делят на мари- Ярмино и татар- Ярмино.

Наша деревня постепенно разрасталась. Появлялись новые дома, улицы. Народ  был трудолюбивым. Лентяй  в таких условиях не мог выжить.

Где-то около 70-х гг. XIX века в деревне была построена первая мечеть, а до этого новорожденным давать имя ходили в мечеть деревни Ново - Бикметово (в 6 км от Миништы, Бураевский район). И все новорожденные дети до этого времени заносились в список  муллы этой деревни.

До 1892 года руководство  нашей деревней осуществлялось с деревни Челкаково. 1-ый старостой был человек под именем Сибгатулла из этой  деревни. Он работал до 1889 года. После него старостой деревни был поставлен Ахмадуллин Нургали. Он проработал ровно 10 лет.

В 1892 году наша деревня отделяется от Челкаково и начинает считаться, как один участок с Татар- Ярмино,  и старостой был назначен  человек по имени Давлетгарей из этой деревни. Он проработал до 1895 года, потому что в этом году наша деревня отделяется и от деревни Ярмино и первый раз выбирает старостой своего человека Гибадуллина Хамидуллу. Он проработал в этой должности шесть лет. С 1901 по 1910 годы старостой работал Захидуллин Зиннур.  В эти годы силами жителей деревни была построена новая, вторая  мечеть. Муллой был назначен человек по имени Йосыф, которого потом репрессировали. Ныне на этом месте стоит обелиск в честь павшим односельчанам в ВОВ, но гора,  где стоит обелиск,  в народе  называют «Мәчет тавы».

Фэтхетдин мэзин  в деревне держал мэдресэ, где дети учились писать и читать. Они ходили в мэдресэ с декабря по март месяц . Это и понятно, дети помогали своим родителям во всех делах и в хозяйстве. Многие мальчики с 10 лет начинали пахать землю плугом. Мэдресе был маленьким, имел всего 24 квадратных метра, и всех желающих не мог разместить.  И тогда Йосыф мулла, в 1908 году открывает второе мэдресэ, а в 1910 году Шакир мулла (мулла первой мечети) открывает третье мэдресэ  в деревне.  Но грамотных людей к началу ХХ века в деревне было очень мало , эти мэдресэ не могли обеспечить  грамотными людьми.  Об этом говорит тот факт, что  многие односельчане,  получив письмо, бегали к "грамотным", чтобы те  прочитали  им  письмо. Эти «школы» просуществовали до 1915 года.

В 1904-1905 годах произошла Русско-японская война. Когда началась мобилизация войск, из нашей деревни на  фронт были отправлены несколько мужчин (точных данных нет).

К 1910 году в Миништах  насчитывалось 120-130 хозяйств и около 1000 жителей. В 1910 году старостой деревни был назначен правнук Тамчурина Зайнагатдина – Зайнагатдинов Мухамади и в этой должности работает до конца 1916 года.

Все вопросы решались на народных сходах. Для этого было определенное место. Миништинцы занимались земледелием, скотоводством, рыболовством и бортничеством. Для посева нужны были новые площади земли. А вокруг были леса,  приходилось  для этого корчевать деревья.  Особенно сильно велась это работа в 1910 –1915 годах. Заготавливали дрова, обручи, сено и зерно. Грузили их на  баржи и  по Агидели спускали до Дюртюлей, там их сдавали и продавали.

Весной,  прежде чем приступить к посеву,  всей деревней проводили праздник «Сабантуй», а где -то  в начале июня начинался  праздник «Жыен».




Жыен в Миништах. Фото 1930-х годов


Он проходил  три четыре дня. Сюда приезжали из восьми деревень. А вечером молодежь организовывала  пляски, танцы, пели песни и знакомились и т.д.

1 августа 1914 года Германия объявляет войну России.  Начинается мобилизация войск. В это время  миништинцы все  находились на сенокосе. О случившемся всех известил первым староста Мухамади. Он на своем коне прискакал на поле, и весь народ, бросив сенокос, вернулись в деревню. Уже в первые же дни мобилизации из деревни на фронт уехали 40 человек. А сколько  на Германский фронт людей забрали из деревни, точных данных нет.

В начале 1917 года старостой был назначен Фахртдинов Тимерша. Он работает до начало 1918 года. После революции 1917 года, вместо старосты был избран, в духе времени тех лет,  сельский совет из «Рабоче-крестьянских депутатов».



[1] 2 >>